Asiatic Russia
Ekaterinburg
Operator Oleg



Позывной RT9C

персональная страничка радиолюбителя

Плохой КСВ и защита для дурака (12.02.2016)

#

Как то, подрабатывая радиомастером в одной из лавочек по продаже СиБи раций, я столкнулся с частым выгоранием выходного каскада передатчика по причине плохого КСВ антенны. Об этом можно говорить много. Но хочу вспомнить только два момента, часто встречающиеся на практике. В основном, менеджеры по продажам пугают покупателей включением на передачу без антенны ну и уговаривают ее настроить. Резонансной частотой настройки обычно не сильно обеспокоены ни одна ни другая сторона. Поэтому, таких клиентов я уже в уме считаю потенциальными клиентами радиомастера. Систематически приходится сталкиваться со случаями, когда и рация исправна (не один раз прошла полную диагностику), и антенну настраивали и перепроверяли и не одним прибором, а у оператора радиостанции недоумевающий вид. Нету связи и все тут. Некоторые пытаются найти причину в какой-то неизведанной неисправности нового Megajet MJ-555, заложенной в конструкцию «врагами». Вот и сегодня вместе с нашим продавцом подошли, держат в руках уже знакомую рацию и длинный штырь на магните. У обоих глаза на выкат.

Спрашиваю: - Какой КСВ?

Отвечают: - Нормально, полтора.

(Ну, ладно, для газели с козырьком терпимо.)

Спрашиваю: - Как проверяли связь, на что, в смысле, жалуетесь?

Отвечают: «Попугай» отвечает с шумами.

При этом мало задумываясь о том, что Екатеринбургский «попугай» находится на 300 кГц в стороне от 15-го канала дальнобойщиков, на который была настроена антенна. Если антенна узкополосная, что же там останется от этих полутора? 

Поэтому всегда надо помнить в какой полосе частот твоя антенна имеет удовлетворительный КСВ.

#

Второй момент, который надо учитывать. Это работа на передачу на большой скорости. Бывает, вроде, все исправно, а часто никто не отвечает.

Спрашиваю: - Быстро ездишь?

- О, да! Всегда быстро езжу!

- Антенна гнется?

- О, да! Очень хорошая антенна, почти к самой крыше загибается и ничего ей!

Садимся, разгоняемся, меряем КСВ. Никакой! Все эти ребята в итоге приезжают с обидой на плохую диагностику и настройку. При большом КСВ еще и выходной транзистор сгорает. При этом все рации сгорают одинаково. Но! Рации с выносными мозгами (здесь можно было бы поставить кавычки, но мозги реально выносит), относятся к группе риска в первую очередь. А происходит следующее. При несогласованной антенне даже при КСВ 2 обратка, прилетевшая по внешней стороне оплетки, гуляя по всему корпусу рации, наводится на шнур тангенты (он даже не экранирован) и «ложит» процессор тангенты. При этом передача остается включенной до тех пор, пока не снимешь питание с рации или не сгорит выходной транзистор или, что часто бывает, не расплавится изолирующая втулка выходного транзистора и не сгорит предохранитель, а у кого вместо предохранителя скрепка, не сгорит вся машина. Так же при отключенной тангенте может происходить самопроизвольное включение передачи. Несложно догадаться, почему некоторые MJ-555 приходят в ремонт с расплавленными транзисторами. У них выключали питание когда уже вовсю воняло плавленой пластмассой.

Поступила вчера в ремонт «три пятерки». У хозяина она уже четвертая за короткий срок по выше озвученным причинам. Речь зашла о высоких материях и надрывно прозвучал вопрос, типа, неужели Вы не могете что ни будь с этим сделать? Какую ни будь защиту?

Дабы, Save Face, я тут же дал утвердительный ответ, как говорят в Одессе:

- Любой каприз за Ваши деньги. И назвал, да простит меня ответственный за ценообразование в нашей компании, сумму, равную доработке MJ-555. Пообещал, что передатчик не сгорит даже без антенны. На чем и разбежались. Кстати, сегодня он приволок еще такую же рацию. Оказалось, другу тоже захотелось сравнительно за недорого навсегда избавиться от геморроя. Можно было бы поэкспериментировать с запорным дросселем в основании антенны (например у одного водителя газели с газовым оборудованием при нажатии на передачу машина глохла, несколько витков антенным кабелем на ферритовом кольце спасали ситуацию, колечко можно поместить даже в магнитном основании), но мы легких путей не ищем.

Следующая часть статьи для любителей что-нибудь припаять. Может кто-то тоже захочет поэкспериментировать в этом направлении.

В более серьезной технике защита выхода является делом обязательным. Чаще всего она называется системой ALC- (Automatic Level Control) Автоматический Контроль Уровня. Даже в некоторых продвинутых сибишках она присутствует. Выполняет обычно две задачи:

1. Поддержание постоянного уровня выходной мощности.

2. Снижение выходной мощности при превышении КСВ определенного порога, скажем КСВ=2.

Перед тем как сесть за паяльник, я спросил Гуру сибишного дела Геннадия из компании РКК доводилось ли им внедрять защиту, дабы не изобретать велосипед. Но увы, будем делать сами. На самом деле здесь нет ничего сложного. Применим защиту на вышеупомянутом аппарате.

#



Схема представляет из себя простой КСВ-метр. Выпрямленное напряжение, прямопропорциональное КСВ запирает один из первых каскадов усилителя мощности. Выходная мощность снижается. Вот и всё. Там, где это удобно, можно вставить красный светодиод, что бы оператор сразу понимал, почему его не слышат.

#



Позже я усложнил схему, что-то мне не понравилось. Вроде по уровням не стыковалось. А теперь стало работать более устойчиво. Резистором во втором затворе можно регулировать уровень КСВ, при ктором наступает ограничение выходной мощности.

#



Информации по изготовлению и налаживанию подобных схем предостаточно. Вот, что получилось в натуре. Датчик КСВ поместился в экране антенного разъема.

Назад